Не стоит повторять чужих ошибок.
« НазадНе стоит повторять чужих ошибок.
В течение 2020 года при эксплуатации подъемных сооружений на предприятиях Республики Беларусь произошло 7 инцидентов.
К сожалению статистика, не утешительная, так как порой из-за обычной безответственности и элементарной лени страдают люди, обрывается жизнь, рушатся человеческие судьбы.
Анализируя причины инцидентов можно сделать вывод, что причинами практически всех инцидентов (примерно 90%) является так называемый человеческий фактор, и в первую очередь – это грубейшее неисполнение специалистами предприятий возложенных на них обязанностей, выраженное в элементарном невыполнении простейших требований безопасности. Не понятна позиция специалистов, которые видят нарушения и закрывают на них глаза, либо напрямую способствуют выполнению работ с этими нарушениями, а именно:
- допуск к управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве крановщиков и стропальщиков, персонала, не имеющего, соответствующей выполняемой работе, квалификации;
- невыполнение должностными лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами, обязанностей по организации ведения работ в соответствии с технологическими регламентами, по обеспечению контроля выполнения крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и технологических регламентов;
- нарушения машинистами кранов требований безопасности в части осуществления работы крана при отсутствии схем строповки груза, при нахождении людей в опасной зоне работы кранов (в кузове автомашины, между перемещаемым грузом и оборудованием, при выполнении не связанных с перемещением грузов работ), при строповке грузов работником, не имеющим удостоверения стропальщика;
- нарушения стропальщиками схем строповки грузов, применение неисправных приспособлений для грузоподъемных операций.
В ряде случаев причинами происшествий явились умышленное выведение из строя приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов, а также неудовлетворительное техническое состояние подъемных сооружений.
Основными выявляемыми при этом нарушениями промышленной безопасности являются:
- отсутствие или неудовлетворительное функционирование производственного контроля (надзора) за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов;
- несоблюдение технологических регламентов, безопасных приемов работы при эксплуатации грузоподъемных кранов;
- несоблюдение порядка назначения специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию, и допуска обслуживающего персонала;
- несоблюдение порядка периодичности осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных механизмов;
- несоблюдение порядка применения съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- эксплуатация грузоподъемных кранов с неисправными приборами и устройствами безопасности.
В заключение в связи с вышеперечисленным, и в целях недопущения аварийности и травматизма, хочу обратиться к руководителям предприятий и напомнить о необходимости повышения уровня производственного контроля на потенциально опасных объектах и обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемного оборудования, а также заострить внимание на вопросе повышения трудовой и исполнительной дисциплины подчиненных.
Ведущий эксперт
Мозырского межрайонного отдела
Гомельского областного управления
Госпромнадзора В.Ф. Воронцов