• слайд 3
  • слайд 4
  • слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд_6
Главная \ Промышленная безопасноть \ Информация о разъяснении вопросов в части подъёмных сооружений по состоянию на 12.05.2022

Информация о разъяснении вопросов в части подъёмных сооружений по состоянию на 12.05.2022

« Назад

Информация о разъяснении вопросов в части подъёмных сооружений по состоянию на 12.05.2022 13.05.2022 14:05

Информация о разъяснении вопросов в части подъёмных сооружений по состоянию на 12.05.2022

 

Вопрос:

Просим разъяснить о необходимости прохождения подготовки (обучения) по вопросам промышленной безопасности в учебных заведениях для лиц, ответственных за организацию промышленной безопасности в субъекте промышленной безопасности, а также лиц их замещающих с учётом требований Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности» от 05.01.2016 г. № 354-З (статья 29), постановления МЧС РБ от 06.07.2016 № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» с учётом вносившихся изменений и дополнений (пункты 3, 4), а также с учётом Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (пункты 138, 139).

Ответ: (исх. № 40/15-12/128/юр(эл) от 14.04.2022)

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция), подготовке подлежат работники субъекта промышленной безопасности, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, являющиеся в соответствии с требованиями правил по промышленной безопасности лицами, ответственными за организацию и обеспечение промышленной безопасности при эксплуатации объектов.

Подготовка лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, осуществляется перед первичной проверкой знаний и с периодичностью, установленной в правилах по обеспечению промышленной безопасности.

В отношении лиц, осуществляющих производственный контроль, указанных в статье 29 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г.№ 354-З «О промышленной безопасности», Инструкцией не предусмотрена их обязательная подготовка по вопросам промышленной безопасности.

Вместе с тем, лица, осуществляющие производственный контроль, согласно подпункту 4.3 пункта 4 Инструкции подлежат проверке знаний по вопросам промышленной безопасности.

Случаи и порядок по возложению обязанностей на лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов, оборудования, работающего под давлением, на лиц, временно их замещающих, установлены в пункте 345 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 и пунктом 238 Правил по обеспечению промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 января 2016 г.№ 7, соответственно.

Исходя из вышеизложенного, лица, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта и (или) потенциально опасного объекта, должны проходить подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности, а лица, осуществляющие производственный контроль, подлежат только проверке знаний по вопросам промышленной безопасности.

Вопрос:

В целях недопущения возможного нарушения законодательства в области промышленной безопасности, просим разъяснить, не противоречит ли нормам техники безопасности размещение наружной рекламы (рекламные баннеры из перфорированной ткани, гирлянды из светодиодного дюралайта или контурной подсветки, конструкции из светодиодных букв) на грузоподъёмном кране?

Ответ: (№ 40/07-19/122/юр от 13.04.2022)

Правилами по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), возможность и порядок размещения наружной рекламы на грузоподъёмных кранах не предусмотрены.

Справочно:

В соответствии с пунктом 7 Правил грузоподъемные краны должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе Правил, технических регламентов Таможенного союза, технических регламентов Евразийского экономического союза, действие которых на них распространяется.

Правилами установлены следующие требования:

Пункт 26. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных металлоконструкций, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний.

В соответствии с пунктом 63 Правил узлы и механизмы, расчетные металлоконструкции, изготавливаемые в качестве запасных частей или комплектующих на грузоподъемный кран, должны иметь идентификационную маркировку изготовителя в соответствии с проектной документацией на грузоподъемный кран и документы, подтверждающие качество изготовления. При этом сведения, о запасных частях или комплектующих на грузоподъёмный кран, должны указываться в прилагаемых эксплуатационных документах.

Согласно пункту 67 Правил при комплектовании грузоподъемных кранов из составных частей, узлов, деталей, механизмов, изготовленных несколькими организациями, качество изготовления грузоподъемного крана в целом, соответствие его Правилам и оформление эксплуатационной документации на грузоподъемный кран обеспечивает изготовитель, производящий грузоподъемный кран в собранном виде.

Согласно пункту 429 Правил при эксплуатации грузоподъемных кранов не допускается нарушение требований, изложенных в их паспортах и руководствах (инструкциях) по эксплуатации.

Таким образом, применение в конструкции грузоподъемного крана наружной рекламы, других конструкций, не предусмотренных изготовителем грузоподъемного крана и не указанных в эксплуатационной документации, не допускается.

Вопрос:

Просим разъяснить, считается ли ГОСТ 34441-2018 «ЛИФТЫ. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» обязательным к техническим устройствам, применяемым на лифтах, эскалаторах, конвейерах пассажирских, строительных грузопассажирских подъёмниках.

Ответ: (исх. № 40/07-19/151/юр от 28.04.2022)

В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 436-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» определено, что если субъект технического нормирования и стандартизации в добровольном порядке заявил о соблюдении государственного стандарта (отдельных его требований) либо о соответствии государственному стандарту (отдельным его требованиям) произведенной и (или) реализуемой им продукции требования (отдельные требования) государственного стандарта для него становятся обязательными для соблюдения в силу добровольного волеизъявления (самообязывания).

Учитывая изложенное, при заявлении организации о соответствии выпускаемой продукции требованиям ГОСТ 34441-2018 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (далее – ГОСТ), указанный стандарт становится обязательным для соблюдения.

Дополнительно информируем, что в соответствии с законодательством в области промышленной безопасности:

лифты, эскалаторы, конвейеры пассажирские, строительные грузопассажирские подъёмники отнесены к потенциально опасным объектам (далее – ПОО);

оборудование диспетчерского контроля за работой ПОО является техническими устройствами, эксплуатируемыми на ПОО (далее – ТУ).

Общие требования к проектированию, изготовлению, монтажу, наладке, эксплуатации ПОО, ТУ изложены в Правилах по обеспечению промышленной безопасности лифтов, строительных грузопассажирских подъемников, эскалаторов, конвейеров пассажирских, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 30 декабря 2020 г. № 56 (далее – Правила).

Пунктом 1.1 ГОСТ определено, что стандарт устанавливает общие технические требования к диспетчерскому контролю за работой лифтов, предназначенных для транспортирования людей или людей и грузов, включая требования к информации, передаваемой устройством диспетчерского контроля в диспетчерскую службу, а также требования к двусторонней переговорной связи между диспетчерской службой и пользователями.

ГОСТ не устанавливает общие технические требования к диспетчерскому контролю за работой эскалаторов, конвейеров пассажирских, строительных грузопассажирских подъёмников. Вместе с тем, Госпромнадзор считает возможным применить отдельные его требования в отношении указанного оборудования, если такие требования не противоречат Правилам.

Вопрос:

1. Допускается ли наличие на месте производства работ по ремонту, обслуживанию грузоподъёмных кранов (автомобильных, башенных, пневмоколёсных, мостовых, козловых) проекта производства работ, или в обязательном порядке на такие виды работ требуется разработка технологической карты.

2. Допускается ли разработка типового проекта производства работ (технологической карты) на кран того же типа, но другой модели, другого индекса или с другим приводом.

3. Может ли организация разрабатывать проект производства работ (технологический карты) на выполнение работ по ремонту и обслуживанию грузоподъёмных кранов. Требуется ли специальное разрешение (лицензия) на данный вид деятельности. 

Ответ: (исх. № 40/07-19/146/юр от 28.04.2022)

Согласно пункту 41 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов (далее – Правила), утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, ремонт и обслуживание грузоподъемных кранов, технических устройств должны выполняться в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационных документах изготовителя.

В соответствии с пунктом 42 Правил проектная (конструкторская) и технологическая документация на ремонт грузоподъемных кранов должны содержать требования, показатели и нормы, которым должны соответствовать грузоподъемные краны, требования по контролю качества сварки и браковочные показатели, требования безопасности, перечень испытаний, порядок приемки составных частей и готового изделия в целом, а также сведения о металлах и сварочных материалах, которые должны применяться при ремонте.

В соответствии с пунктом 71 Правил ремонт грузоподъемных кранов (в том числе, с применением сварки), требующий внесения изменений в конструкцию грузоподъемных кранов, должны производиться по проекту и (или) техническим условиям, разработанными изготовителями грузоподъемных кранов или специализированными организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов.

Стадии разработки и виды документов, применяемых для технологических процессов изготовления или ремонта изделий машиностроения, в том числе грузоподъемных кранов, устанавливает межгосударственный стандарт ГОСТ 3.1102-2011 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения».

В свою очередь, стадии разработки, виды, комплектность и правила выполнения ремонтных документов, устанавливает межгосударственный стандарт ГОСТ 2.602-95 «Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы».

Таким образом, ремонт и обслуживание грузоподъемного крана должны производиться по проектной (конструкторской) и технологической документации, в том числе с учетом требований, изложенных в эксплуатационных документах изготовителя. Для выполнения ремонта, технического обслуживания грузоподъемных кранов разработка и наличие проекта производства работ Правилами не предусмотрены.

Необходимость разработки типовой проектной (конструкторской) и технологической документации на ремонт, обслуживание грузоподъемных кранов определяется организацией, выполняющей данные работы.

С учетом требований пункт 71 Правил наличие организации специального разрешения (лицензии) на деятельность в области промышленной безопасности в части выполнения работ и услуг по ремонту, обслуживанию грузоподъемных кранов не дает право организации разрабатывать проектную и технологическую документацию на ремонт (в том числе, с применением сварки), требующий внесения изменений в конструкцию грузоподъемных кранов.

Ведущий государственный инспектор Мозырского межрайонного отдела

ГОУ Госпромнадзора

Скоростецкий П.Н.