• слайд 1
  • слайд 3
  • слайд 4
  • слайд 5
  • Слайд 6
Главная \ Промышленная безопасноть \ Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов

« Назад

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов 25.06.2020 00:00

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.

Вопрос:

Просим Вас разъяснить требования Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов в отношении пункта 7.3 руководств по эксплуатации автомобильных кранов
КС-55727, КС-45729 в части обязательного условия по проведению владельцем стреловых автомобильных кранов производства завода «Могилёвлифтмаш» ОАО «МАЗ» послегарантийного обслуживания только в сервисном центре данного завода (другой организации, имеющей сертификат ОАО «МАЗ», договор о техническом обслуживании в гарантийный и послегарантийный период).

Ответ:

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1
к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь
от 1 сентября 2010 г. № 450, Приложением 2 к Закону Республики Беларусь от 5 января 2016 г. № 354-З «О промышленной безопасности» работы (услуги) по обслуживанию таких потенциально опасных объектов, как грузоподъемные краны стрелового типа (стреловые самоходные) грузоподъемностью более 1 тонны, подлежат лицензированию в области промышленной безопасности.

Согласно требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), работы (услуги)
по обслуживанию грузоподъемных кранов должны выполняться специализированной организацией, т.е. организацией, имеющей соответствующее специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
При этом, Правилами не установлено преимущественное право организации-изготовителя крана на его послегарантийное обслуживание.

С учетом изложенного, Госпромнадзор считает требование
пункта 7.3 руководств по эксплуатации автомобильных кранов КС-55727, КС-45729 об обязательном проведении их технического обслуживания в послегарантийный период сервисным центром организации-изготовителя, либо организацией, имеющей сертификат организации-изготовителя, не обоснованным.

Вопрос:

Кто может производить техническое обслуживание и ремонт наземного кранового пути? Какие существуют виды технического обслуживания и их периодичность? Какие нормативные акты регламентируют данный вид деятельности?

Ответ:

Требования к крановому пути определены в главе 18 Правил
по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66
(далее – Правила). В приложении 9 к Правилам указаны критерии браковки крановых путей.

В соответствии с требованиями пункта 338 Правил порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта крановых путей устанавливается владельцем грузоподъемного крана. Согласно требованиям пунктов 339, 340, 352 Правил осмотр и проверки состояния крановых путей, заземляющих устройств, мест установки грузоподъемных кранов проводятся:

инженером по промышленной безопасности (лицом, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности) при годовом контроле технического состояния грузоподъемного крана;

машинистом крана (крановщиком) перед началом работы.

Периодичность осмотров, обслуживания крановых путей устанавливается в зависимости от периодичности и режима работы грузоподъемного крана. Перечень работ, как правило, указывается
в эксплуатационной документации изготовителя грузоподъемного крана.

Учитывая, что в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 «Об установлении перечня видов работ и услуг, относящихся
к строительной деятельности» работы по устройству подкрановых
и рельсовых путей относятся к строительной деятельности, Госпромнадзор считает, что ремонт существующего наземного кранового пути должен осуществляться работниками, имеющими подготовку по соответствующим строительным профессиям.

Вопрос:

Нужно ли специалистам организации, ответственным за содержание грузоподъёмных кранов в исправном состоянии, прошедшим повышение квалификации и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора, дополнительно проходить проверку знаний Правил в части обслуживания и ремонта грузоподъёмных кранов?

Ответ:

Порядок подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности определен постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31, согласно которому первичную и периодическую проверку знаний в комиссии Госпромнадзора проходят, среди прочих, как руководители и специалисты, осуществляющие руководство работами, так и лица, ответственные за безопасную эксплуатацию.

Пунктом 85 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, установлено, что:

для обеспечения безопасности работ при обслуживании и ремонте грузоподъемного крана и соблюдения требований проекта производства работ, руководства (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя руководитель специализированной организации назначает локальным правовым актом ответственных за ведение работ, под руководством которых проводится обслуживание и ремонт грузоподъемного крана;

при проведении владельцем работ по обслуживанию, ремонту грузоподъемных кранов вышеуказанные работы могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом.

В случае с владельцем дополнительное назначение ответственных
за ведение работ по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов
не требуется.

Таким образом, требования, предъявляемые к субъектам промышленной безопасности, выполняющим работы по обслуживанию
и ремонту собственных грузоподъемных кранов и оказывающим такие услуги сторонним организациям, отличаются.

С учетом изложенного, в случае если организация
имеет специальное разрешение (лицензию) на право обслуживания и ремонта (без применения сварки) грузоподъемных кранов без ограничений по возможности оказания услуг сторонним организациям и не претендует на оказание услуг по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов сторонним организациям, ей необходимо
в установленном порядке внести соответствующие изменения в специальное разрешение (лицензию). В этом случае работы по обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов могут проводиться под руководством лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого локальным правовым актом, без прохождения проверки знаний в части обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов.

В случае сохранения специального разрешения (лицензии) в неизменном виде (без внесения в неё соответствующих изменений), прохождение дополнительной проверки знаний обязательно.

Вопрос:

Просим ответить, являются ли легитимными протоколы комиссии субъекта промышленной безопасности по проверке знаний рабочего персонала иных организаций, обращающихся в адрес субъекта промышленной безопасности с просьбой провести периодическую или внеочередную проверку знаний в области промышленной безопасности, а также провести обучение с последующей первичной проверкой знаний в области промышленной безопасности.

Ответ:

В комиссии субъекта промышленной безопасности возможно проведение периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности рабочих иных организаций, осуществляющих профиль деятельности, аналогичный профилю деятельности субъекта промышленной безопасности в случаях отсутствия возможности создания в таких организациях комиссии в соответствии с требованиями Инструкции о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31.

Согласно пункту 21 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утверждённой постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 (далее – Инструкция), протоколы проведения периодической или внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в данном случае будут легитимными.

Согласно пункту 7 Инструкции первичная проверка знаний рабочих проводится перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе на конкретном объекте субъекта промышленной безопасности и при переводе на работу к другому субъекту промышленной безопасности - перед допуском к выполнению работ или самостоятельной работе.

При этом, в соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции первичная проверка знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих при отсутствии у субъекта промышленной безопасности соответствующей комиссии должна проводиться только в учреждении образования.

Справочно:

В соответствии с подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования - юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

Вопрос:

С целью приведения эксплуатации тупиковых упоров крановых путей к требованиям Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов просим дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Возможно ли составить паспорта на тупиковые упоры кранового пути самостоятельно при отсутствии у организации специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъёмных кранов.

2. Какие требования можно и нужно предъявить к подрядной организации, привлекаемой на договорной основе для обследования и разработки паспортов на тупиковые упоры кранового пути с точки зрения выполнения законодательства в области промышленной безопасности.

Ответ:

В соответствии с требованиями пункта 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), паспорт
на тупиковые упоры разрабатывается их изготовителем или владельцем грузоподъемного крана. Для выполнения указанных работ (услуг) наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части проектирования грузоподъемных кранов не требуется.

Правила не содержат требований к организациям, проводящим обследование тупиковых упоров грузоподъемных кранов, форме
и содержанию оформляемых при этом документов.

Вместе с тем, Госпромнадзор считает, что в случае, когда восстановить паспорта на тупиковые упоры силами их изготовителя не представляется возможным, для определения крановых нагрузок, воздействующих на тупиковые упоры, их технического состояния и возможности установки (выбраковки) должны привлекаться организации, имеющие кадровые и материально-технические возможности для выполнения проверочных расчетов прочности конструктивных и присоединительных элементов тупиковых упоров, натурных обследований, включающих неразрушающий контроль и др.

При проведении обследований и паспортизации тупиковых упоров полагаем целесообразным использовать рекомендации по проектированию, изготовлению и эксплуатации тупиковых упоров РД 50:48:0075-02-05 Научно-производственного центра «Путь К», г. Москва.

 

 

 

 

Старший государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора

А.И. Здрок