• слайд 1
  • слайд 3
  • слайд 4
  • слайд 5
  • Слайд 6
Главная \ Промышленная безопасноть \ Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов

« Назад

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов 13.05.2020 00:00

Информация о разъяснении вопросов, в части подъёмных сооружений и аттракционов.

Вопрос:

Прошу дать разъяснения допускается ли эксплуатация стальных грузоподъёмных канатов редкоиспользуемых кранов (при условии отсутствия браковочных норм, указанных в приложении 16 к Правилам по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66), основанная на положительном заключении о техническом состоянии и возможности дальнейшей эксплуатации стальных канатов, полученном при проведении контроля состояния канатов (технической диагностики) с применением методов неразрушающего контроля специализированной организацией, имеющей в своём составе лабораторию, аккредитованную в установленном законодательством порядке.

Ответ:

Согласно пункту 376 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила), браковка канатов грузоподъемного крана осуществляется с учетом норм, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации этого крана. При отсутствии в руководстве (инструкции)
по эксплуатации соответствующих норм браковка канатов грузоподъемных кранов проводится в соответствии с техническими требованиями, указанными в приложении 16 к Правилам. Других критериев, определяющих необходимость замены стальных канатов грузоподъемных кранов, в том числе с определенной периодичностью, Правилами не предусмотрено.

Одновременно считаем необходимым информировать,
что пунктом 6.1.1 ГОСТ 33718-2015 «Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка» установлен срок выбраковки (пять лет эксплуатации независимо
от состояния) неподвижных канатов (вантовых, стреловых, канатов оттяжки и т.п.) при отсутствии в технической документации крана специальных указаний по выбраковке таких канатов.

Учитывая изложенное, а также информацию об отсутствии дефектов, превышающих браковочные показатели согласно приложению 16
к Правилам и положительные результаты контроля состояния канатов, проведенного специализированной организацией с использованием методов неразрушающего контроля, при условии отсутствия в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана указаний по замене канатов Госпромнадзор считает, что предприятие имеет основания для продления эксплуатации стальных грузоподъемных канатов, устанавливаемых
на редкоиспользуемых грузоподъемных кранах, в течение срока,
не превышающего указанного в отчетных документах по проведению контроля этих канатов с использованием методов неразрушающего контроля.

Вопрос:

Прошу Вас разъяснить есть ли необходимость разрабатывать паспорта на тупиковые упоры мостовых и козловых кранов, крановые пути и тупиковые упоры которых спроектированы и введены в действие ТР ТС 010/2011, согласно требований пункта 13 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66.

Ответ:

Требование о необходимости иметь паспорт на тупиковые упоры,
в том числе мостовых и козловых кранов, указанных в обращении, впервые введено пунктом 39 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66
(далее – Правила), несмотря на то, что данные устройства не являются штатной принадлежностью и (или) частью грузоподъемных кранов. В тоже время тупиковые упоры,
устанавливаемые на крановых путях грузоподъемных кранов, предназначены для обеспечения безопасной эксплуатации этих кранов. Материалы расследования аварий и инцидентов свидетельствуют о том, что в ряде случаев причинами таких чрезвычайных происшествий явились неисправность и несоответствие тупиковых упоров нагрузкам, создаваемым грузоподъемными кранами, взаимодействующими
с этими тупиковыми упорами. При этом установить без специальных экспертиз назначение, характеристики и соответствие эксплуатационной документации установленных тупиковых упоров не представляется возможным вследствие отсутствия какой-либо технической документации
на них.

Одновременно считаем необходимым разъяснить, что содержащиеся
в части первой пункта 13 Правил требования к грузоподъемным кранам, спроектированным и изготовленным до введения в действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), а также иных ТР ТС и ТР ЕАЭС, действие которых на них распространяется, не имеет отношения к требованию по паспортизации тупиковых упоров, содержащемуся в пункте 39 Правил.

На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии
со статьей 27 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З
«О нормативных правовых актах» требования технических нормативных правовых актов, к которым относятся Правила, являются обязательными
для соблюдения, необходимо разработать и изготовить паспорта
на установленные тупиковые упоры мостовых и козловых кранов, крановые пути и тупиковые упоры которых спроектированы и изготовлены
до введения в действие ТР ТС 010/2011.

Вопрос:

В нашей организации эксплуатируется гусеничный кран РДК-25-2 (ГДР, TAKRAF), который имеет несколько грузовых характеристик в зависимости от исполнения. Так, например, в стреловом исполнении при длине стрелы равной 17,5 м, максимальная грузоподъёмность составляет 23 т.

Просим разъяснить, какую грузоподъёмность необходимо указывать на табличке: максимальную для данной модели крана – 25 т или же максимальную для данного исполнения.

Ответ:

На табличке, которой согласно пункту 406 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, должен быть оснащен грузоподъемный кран, в том числе стрелового типа, к которым относится указанный в обращении гусеничный кран РДК-25-2 производства ГДР, обозначается максимальная грузоподъемность крана, указанная в разделе «Основные технические данные и характеристики крана» паспорта грузоподъемного крана.

Дополнительно информируем, что согласно пункту 15 раздела «Грузоподъемные машины» дополнительных требований безопасности
для определенных категорий машин и оборудования согласно приложению № 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) на каждой грузоподъемной машине должна быть указана ее максимальная паспортная грузоподъемность, а для кранов стрелового типа – дополнительно установлена табличка с грузовой характеристикой.

 

Вопрос:

Необходимо ли иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания технических устройств (приборы и устройств безопасности) при выполнении работ по снятию и расшифровки данных регистратора параметров грузоподъёмного крана.

Какие требования предъявляются к профессиональной подготовке лиц, выполняющих работы по снятию и расшифровке данных регистратора параметров грузоподъёмных кранов.

Ответ:

Работы по считыванию информации и расшифровке данных регистратора параметров относятся к перечню работ, выполняемому при техническом обслуживании грузоподъемных кранов.

Приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов включены в перечень потенциально опасных объектов
и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614, как технические устройства.

В соответствии с подпунктом 6.2.2 пункта 6 приложения 1
к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450, деятельность по обслуживанию технических устройств подлежит лицензированию в области промышленной безопасности.

Учитывая изложенное, для выполнения работ по считыванию и расшифровке данных регистраторов параметров грузоподъемных кранов субъект промышленной безопасности должен иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области промышленной безопасности в части обслуживания приборов
и устройств безопасности грузоподъемных кранов.

В соответствии с пунктом 347 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66, к выполнению работ (услуг)
по обслуживанию приборов и устройств безопасности грузоподъемных кранов допускаются лица, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в части технического обслуживания приборов и устройств безопасности. Наименования профессий рабочих и их тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики установлены Министерством труда и социальной защиты в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Вопрос:

Прошу дать пояснение Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66, согласно обучения и допуска к обслуживанию работников, задействованных в технологических (рабочих) процессах при управлении грузоподъёмными кранами, не подлежащими регистрации в Госпромнадзоре и к зацепке без предварительной обвязки груза на крюк таких кранов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), по решению субъекта хозяйствования требования Правил могут быть применены
для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов, не относящихся к потенциально опасным объектам (далее – подъемные сооружения). В случае принятия такого решения владелец подъемных сооружений обязан выполнять требования раздела
III «Эксплуатация грузоподъемных кранов» Правил в полном объеме.

В соответствии с пунктом 337 Правил для производства работ (использования по назначению), управления грузоподъемными кранами, строповки грузов должны быть назначены машинист крана (крановщик), стропальщики.

Также, согласно требованиям пункта 347 Правил к управлению
и обслуживанию грузоподъемных кранов, строповке грузов допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую выполняемой работе профессию, прошедшие медицинский осмотр, проверку знаний
по вопросам промышленной безопасности.

Требования к порядку профессионального обучения работников соответствующим профессиям определяются Министерством образования Республики Беларусь. Квалификационные требования
к профессиям машинист крана (крановщик), стропальщик изложены
в § 232 – 237 и § 375 – 380 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33.

Проверка знаний машинистов крана (крановщиков), стропальщиков по вопросам промышленной безопасности должна проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
от 6 июля 2016 г. № 31.

Дополнительно информируем, что порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа
и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175.

 

Старший государственный инспектор

Мозырского межрайонного отдела

Гомельского ОУ Госпромнадзора

А.И. Здрок